Вуди Аллен продолжил серию фильмов, рекламирующих красоты мировых столиц, картиной «Римские приключения» («To Rome with love»), в которой показал достопримечательности Вечного города, поглумился над культом медийности и вернулся к истокам собственного творчества.

Сюжет: «Римские приключения» — веселая чехарда невероятных событий, которые одновременно случаются с четырьмя семьями, по разным причинам оказавшимся в Риме.

Джерри (Вуди Аллен) – пенсионер, бывший музыкальный продюсер и постановщик авангардных опер – вместе с супругой прилетают в Италию, чтобы познакомиться с женихом своей дочери Хэйли и его родными. Джерри хандрит из-за вынужденной безработицы и не ждет ничего хорошего от предстоящего знакомства: поборник американского образа жизни и верный адепт капитализма не в состоянии принять выбор дочери. Микеланджело – жених Хэйли – оказывается хуже, чем мог вообразить настороженный отец: социалист, без постоянных доходов, сын владельца похоронного бюро и домохозяйки. Но судьба преподносит Джерри нежданный сюрприз: в доме сватов он слышит, как поет в душе Джинкарло – отец Микеланджело, и понимает – этот гениальный голос вернет его на оперный рынок. Одна беда – музыкально одаренный гробовщик не хочет становиться звездой мировой оперы, боится публики и может красиво петь лишь в душевой кабине.

Джек (Джесси Айзенберг) – молодой архитектор, живущий в Риме вместе со своей девушкой Салли. Спокойное течение его жизни взрывают нежданные приключения: сначала ему встречается известный американский архитектор, который начинает сопровождать его повсюду в качестве воображаемого друга и советчика. Потом на внимание Джека начинает претендовать Молли — сексуально агрессивная молодая актриса, лучшая подруга Салли, приехавшая в Рим после неудачной попытки романа с геем. Юность против мудрости, страсть против вдохновения – вечная битва под вековыми сводами останков Колизея.

Леопольдо (Роберто Бениньи) – заурядный римский клерк, у которого на все есть особое мнение. Леопольдо чувствует себя несчастным от того, что окружающие к нему не прислушиваются, пока в одно утро по непонятной причине не просыпается сверхзнаменитым. Толпы журналистов ловят каждое слово Леопольдо, светские дамы раскрывают ему объятья… Сможет ли маленький человек выжить под светом софитов и увеличительными объективами телекамер?

Антонио и Милли – семейная пара молодых итальянских провинциалов, которые приезжают в Рим в надежде получить поддержку состоятельных родственников Антонио – престарелых аристократов. К сожалению, выйдя на минуту из гостиницы, Милли теряется в паутине улиц, а ее место возле Антонио по недоразумению занимает случайная проститутка. Пока Антонио в сопровождении чопорной родни и фальшивой супруги рассматривает фрески Ватикана, его жену пытается соблазнить популярный киноактер. Интриги Декамерона в интерьерах современных отелей и уличных кафе.

«Римские каникулы» — отличный пример совпадения интересов инвесторов, канонов популярного жанра и амбиций заслуженного режиссера.

Эта картина, наравне с фильмами «Вики Кристина Барселона» и «Полночь в Париже», снята на деньги города, в котором разворачивается ее сюжет, и является рекламной инвеститцией, призванной обеспечить дополнительный приток туристов. Пожалуй, из всех трех картин «Римские каникулы» — носит самый очевидный рекламный характер, что, правда, его нисколько не портит. Накал страстей, абсурдность ситуаций и стремительность повествования напоминают комедию дель арте и постоянно возвращают внимание зрителей к декорациям римских улиц. Фильм ожидаемо заканчивается сценой, в которой Вечный город обретает голос и напрямую обращается к зрителям, объявляя о своем родстве с ними и приглашая самим увидеть и испытать перепетии римских приключений.

Надо заметить, что роль голосистого гробовщика Джинкарло в «Римских приключениях» исполнил известный и опытный итальянский тенор Фабио Армилиато. Армилиато выступал на многих выдающихся площадках мира, например, в Метрополитeн Опера. Разумеется, в самом привычном и классическом виде. Однако его кинематографическое появление на сцене в душевой кабинке можно расценить как самоиронию: Армилиато рекордсмен сценических казусов. В 1994-ом году постановщик оперы «Тоска» решил использовать настоящие ружья эпохи Наполеона в сцене расстрела героя Фабио, техническую сторону дела не отработали, в итоге случайным выстрелом певцу раздробило ногу. Когда Фабио вернулся на сцену на костылях, под ним подломились доски пола, и он был вынужден лечить переломы. Через несколько лет после этого он наткнулся на шпагу во время представления «Кармен»…

«Римские каникулы», как всякая качественная комедия положений, смотрится на одном дыхании. В ней есть все, чего ждет от подобных картин массовый зритель: лихо закрученный сюжет, узнаваемые образы звезд, ироничные диалоги. Фильм отличает налет элегантного шика, обязательного для честолюбивых итальянцев: всех заметных и значимых героев «Приключений» играют актеры, уже исполнявшие главные роли в голливудских картинах. Даже среди молодежи нет ни одного новичка. Джесси Айзенберг (Джек) прослависля, сыграв Марка Цукерберга в картине «Социальная сеть», Эллен Пейдж засветилась в главных ролях сразу нескольких ярких фильмов, например, в триллере «Леденец», и даже у Греты Гервидж (Салли) за плечами любовный дуэт с Расселом Брэндом в римейке оскароносной комедии «Артур».

У самого Вуди Алеена интерес к этому фильму, очевидно, не ограничивается лишь только коммерческой выгодой: профессионально и точно выполняя контракт с римскими меценатами, Аллен увлечен творческим поиском. Древний город становится для него идеальным местом обсуждения одной из главных черт сегодняшней эпохи — всеохватной власти медиабизнеса. Герои всех миниатюр картины «Римские приключения» проходят испытания медными трубами или их отзвуками: семья Хэйли и Микеланджело чуть было не рушится, даже не соединившись, из-за коммерческих амбиций Джерри и недореализованного оперного эго Джинкарло. Архитектор Джек чуть было не отказывается от своей карьеры во имя прихотей молодой голливудской красотки Молли. Клерк Леопольдо теряет себя и близких из-за того, что становится телевизионным экспертом и знаменитостью. Даже скромная учительница Милли, преподающая астрономию — науку о звездах, падает в объятья великовозрастного киногероя, чудом избегая после этого позорного разоблачения на страницах таблоидов.

Своим фильмом Аллен как бы признает амбиции на римскую царственность медиасферы, но тут же иронизирует над ней, демонстрируя, насколько ее запросы и пафос могут быть далеки от истинных переживаний людей, насколько разрушительной и опасной для свободного творчества и даже отдельной жизни может оказаться медиасреда и ее верные вассалы. В этой иронии узнается ранний Аллен 70-х годов, в первую очередь фильмов «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить», «Зелиг» а также ранних сатирических рассказов.

Фильм

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)