Занятная картина о безрассудной любви вдовствующего американского президента к дерзкой лоббистке законов по защите окружающей среды.

Если вам приходилось слышать, что Голливуд поддерживает демократическую партию США, но вы не встречали тому свидетельств, смело смотрите фильм «Американский президент». Это задорный капустник, в котором банда кинозвезд с явным удовольствием выстраивает образ альтернативной Америки либеральных надежд. Майкл Дуглас – «Основной инстинкт»; Аннетт Бенинг –«Красота по-американски»; Мартин Шин – «Апокалипсис сегодня»; Майкл Джей Фокс – «Назад в будущее» и другие не менее яркие актеры создают шекспировский переполох вокруг любовной драмы образцового президента от демократов.

— Мы славно побеседовали: она мне угрожала, я говорил свысока, есть мы не стали, но, думаю, контакт между нами был…
(цитата из фильма «Американский президент»)

Сюжет:

Эндрю Шеперд – президент-демократ – успешно заканчивает первый срок своего правления. Его рейтинг высок, доверие в политических кругах устойчиво, а верная команда соратников полна энтузиазма. Окружающие уверены, победа на скорых выборах Шеперду обеспечена. Но президент осторожен: чтобы избежать лишних рисков он ведет компромиссную игру с бизнес-элитами и не торопится публично поддерживать законотворческие инициативы общественных активистов. Единственное, что печалит Шеперда – одиночество: его супруга умерла от рака за год до первых выборов. Вдовство помогло Эндрю заручиться в предвыборной гонке симпатиями избирателей, но встало непреодолимой преградой на пути личного счастья.

Сидни Уайд – профессиональная лоббистка: она организует избирательные кампании региональных кандидатов на выборах в Конгресс и умеет убеждать действующих конгрессменов голосовать за законы, выгодные ее нанимателям. На этот раз к ее услугами решила прибегнуть экологическая организация, нуждающаяся в поддержке закона, обязывающего американцев в обозримом будущем сократить на 20% потребление ископаемого топлива. Закон необходим Америке, но невыгоден промышленникам, поэтому президент не торопится его поддерживать, предлагая экологам ограничить свои требования 10%.

Уайд приезжает в Вашингтон по контракту и сразу бросается в бой, демонстрируя редкую сообразительность, сильную волю и яркий темперамент. Во время одного из рабочих совещаний ее замечает Шеперд. Сидни производит на Эндрю неизгладимое впечатление, и он начинает добиваться с ней встреч, стремясь разбудить ответное чувство.

Америка настороженно реагирует на роман главы государства, который не считает нужным скрывать свое счастье или как-то его комментировать. Враги-республиканцы бросают все силы против «президента-распутника». На фоне молчания Шеперда их действия приводят к значительному снижению рейтинга доверия и популярности президента. Удастся ли Эндрю остаться на посту и удержать при себе любимую женщину?

— И зачем я его поцеловала?!
— Ты его поцеловала?! Как?
— В губы
— И что потом?
— Он ушел атаковать Ливию…
— Всегда что-то мешает!
(цитата из фильма «Американский президент»)

Анализ фильма:

На первый взгляд «Американский президент» может показаться очередной модернизированной версией сказки про Золушку. Золушка не стала сидеть среди котлов, а сделала ставку на трудолюбие и природную смекалку, получила высшее образование и много лет строила успешную карьеру на околодворцовых интригах. На балы ее не звали, но пресс-конференции она посещала исправно. Принц стал королем и влюбился в Золушку, услышав как та обвиняет его в политическом лицемерии за непоследовательную экологическую доктрину. Милая комедия положений со счастливым концом. Но если присмотреться внимательнее, в картине можно разглядеть дополнительные уровни смысла.

Во-первых, «Американский президент» по-новому формирует для американского зрителя образ патриотизма. В изображениях и оценке атрибутов американской власти картина вполне традиционна и даже консервативна: всем персонажам в фильме очевидно, что американский президент – самый могущественный человек на Земле, его персона абсолютно сакральна и при личной встрече он может вызывать в собеседнике лишь священный трепет, объединяющий предельные восторг и ужас. Но тут же на бытовом уровне фильм показывает несуразность и несовершенство такого уклада: оказывается, президент не в состоянии спокойно поужинать с близкими людьми или самостоятельно купить и подарить цветы любимой женщине. Но самое страшное, что роль первого лица накладывает ограничения и на политику: стремление быть «президентом для всех», объединить и урегулировать все внешние политические амбиции приводит к тому, что решения президента становятся во многом декоративными, ориентированными на внешний эффект. Находясь долгое время в заложниках политической роли, Шеперд поначалу не в состоянии даже задуматься, насколько важны законы по защите окружающей среды или ограничивающие продажу оружия гражданскому населению, попутно поддерживая совершенно популистский закон о преступности.

Понятно, что создатели фильма адресуют свои упреки реальной политике, но встречно они призывают к улучшению внутри существующей политической системы. Шеперд меняется не под воздействием анархистки из химкинского леса. И хотя в молодости Сидни увлекалась радикальным протестом и даже участвовала в антиправительственных акциях, на которых жгли американский флаг, реальную возможность менять что-то она получает только, когда становится частью истеблишмента, научившись воздействовать на тонкие настройки политической системы.

«Почему Вы не в моем штате?» — в какой-то момент интересуется Шеперд, признавая высокий профессионализм Уайд – «Я Вам не по карману. – Сколько Вы получаете? – Больше, чем Вы, господин президент!». Гражданский активист, зарабатывающий больше, чем президент, и не боящийся признаваться в этом – необычный образ для нашей политической традиции.

Ласково и иронично фильм подводит зрителя к весьма решительному выводу: альтернативой политического театра может стать только открытое признание идеологических разногласий и проявление политической воли во имя достижения желаемого результата. Шеперд обретает возможность со всей ответственностью сказать «Я – президент!» лишь в тот момент, когда отказывается от лицемерных стремлений сохранить за собой пост любой ценой и начинает добиваться триумфа своих взглядов. Попутно в лице главного политического оппонента Боба Рамсона он жестко критикует политическую риторику республиканцев:

«Какой бы ни была ваша конкретная проблема, скажу точно: Боб Рамсон не заинтересован в ее решении. Его интересуют только две вещи: как заставить вас ее бояться и как объяснить, кто в этом виноват. Так и выигрываются выборы. Вы собираете группу пожилых избирателей среднего класса, которые с тоской вспоминают более легкие времена и говорите им о семье, об американских ценностях и личности. Показываете им старый снимок подруги президента, кричите о патриотизме и говорите, что она виновата в их судьбе. А потом идете на телевидение и называете ее «шлюхой»…».

Вторая цель, которую преследует картина – реклама американскому электорату образа нового президента, президента будущего. Помимо вдовства, Шеперд отличается от классических руководителей Америки рядом черт: в прошлом он был университетским профессором, никогда не служил а армии, является действительным членом «Американского союза защиты гражданских свобод» (ACLU) — неправительственной организации, обличающей госинституты в нарушении прав граждан. Именно ACLU стала первой политической силой, потребовавшей публично отставки президента Никсона после скандала в Уотергейте. В Шеперде мы впервые видим слияние образов политика демократической партии и гражданского активиста. И как активист он решается высказывать достаточно провокационные вещи:

«Америка – очень сложное государство. Нужно очень хотеть, чтобы победила демократия, потому что она будет сопротивляться. Она скажет: «Хотите свободы слова? А как вы признаете это право за человеком, который стоит на сцене и в полный голос говорит слова, от которых у вас закипает кровь и которые вам придется опровергать всю жизнь?! Вы говорите, что это – страна Свободы?! Тогда ее символ не только флаг. Символом должен быть и ее гражданин, который осуществляет свое право сжечь этот флаг в знак протеста. Покажите мне это! Отстаивайте это! Провозглашайте это! Тогда вы можете встать и петь о стране свободы!»

Фильм «Американский президент» вышел в прокат в 1995 году. Он весьма преуспел как кинематографическое событие: собрал 108 000 000$ прибыли при бюджете в 62 000 000$ и даже вошел в сотню лучших любовных историй столетия по версии Американского института киноискусства. На ниве политических прогнозов картину ожидали сокрушительное поражение и невероятный триумф.

В 1996 году президент от демократов Билл Клинтон оказался замешан в постыдной сексуальной связи с бывшей стажеркой администрации президента, сотрудницей Пентагона Моникой Левински. Расследование показало, что любовники предавались близости непосредственно в Овальном кабинете, в тех самых интерьерах, где впервые пробежала искра между Эндрю Шепердом и Сидни Уайд. Попытка главы исполнительной власти быть человечнее, обернулась позором для всей американской политической системы и уходом демократов из Белого дома.

Демократическая партия заплатила за проделки Клинтона двумя сроками правления республиканца Буша. Но в 2009 году президентом США стал Барак Обама – практически точная копия Шеперда. Обама никогда не служил в армии, преподавал конституционное право в Чикагском институте юридических наук, на посту конгрессмена боролся с продажей оружия и загрязнением окружающей среды, всю свою политическую карьеру сотрудничал с неправительственными организациями. Отличий два: Обама — счастливый семьянин и он — афроамериканец. Очевидно, в 1995 году демократам легче было предположить, что американцы примут семейное одиночество президента, нежели его расовую специфику.

К финалу картины Эндрю Шеперд открывает для себя малоприятную истину: «Роль президента в этой стране полностью зависит от его личности». К сожалению, образ идеального президента, созданный этим талантливым фильмом, сводится к воодушевленному бой-скауту, который намеревается завоевать женщину грубоватой искренностью, предварительно погрустив пять минут после приказа об уничтожении военных объектов в Ливии.

Картины, связанные с «Американским президентом»

Встреча двух сердец

(«The Way We Were», 1973, режиссер Сидни Полак) — культовый фильм, трагичный любовный дуэт в исполнении Барбры Стрейзанд и Роберта Редфорда.
Именно отсылкой характеров героев к персонажам картины «Встреча двух сердец» в значительной степени определена популярность «Американского президента».
Кэтти и Хаббел — две противоположности: он — респектабельный писатель, потомок состоятельной фамилии WASP. Она — активист американской компартии, родом из бедной еврейской семьи. Война, социальные предрассудки, общественная нестабильность исключают возможность быть вместе настолько разным людям, но их продолжает непреодолимо тянуть друг к другу. «Американский президент» долгожданный хэппиэнд картины «Встреча двух сердец», который так и не наступил в самом фильме.

P.S. Явной отсылкой к фильму «Встреча двух сердец» заканчивается первый сезон сериала «Секс в большом городе»:

Самолет президента

(«Air Force One», 1997, режиссер Вольфганг Петерсен) Картину условно можно назвать своеобразным ответом республиканцев на вызов демократов, брошенный фильмом «Американский президент». Боевое противостояние американского президента (Харрисон Форд) восточноевропейским террористам, главаря которых играет Гэри Олдмен.

Америка участвует в десоветизации Восточной Европы и помогает здоровым демократическим силам предотвратить возрождение Советского Союза. В ответ террористы-имперцы захватывают самолет американского президента вместе с его семьей и ближайшим окружением. У президента есть возможность скрыться, но он пренебрегает ею, остается на борту и, вспомнив навыки военной службы, один побеждает всех террористов.

Стандартная отсылка республиканцев к вызовам внешней политики в ответ на требования демократов о большей либерализации.

Достопочтенный джентльмен

(«The Distinguished Gentleman», 1992, режиссер Джонатан Линн) Эдди Мерфи играет мошенника и афериста, который, воспользовавшись формальной коллизией, становится американским конгрессменом. Он приезжает в Вашингтон в надежде по-легкому срубить деньжат, но, столкнувшись с тотальной коррупцией республиканских элит и осознав ответственность конгрессмена, превращается в защитника простых американцев.
Определяющее влияние на исправление главного героя оказывают молодая свободолюбивая журналистка и насущные проблемы экологии.

Поцелуй не для прессы

(2008, режиссер Ольга Жулина) История семьи и любви президента Путина в исполнении Андрея Панина и Дарьи Михайловой. Унылая и бездарная, как все, имеющее отношение к изображению власти в этой стране.

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)