Отечественные любители кино интересуются узбекскими фильмами реже, чем резиденты иннограда Сколково задаются вопросом «есть ли жизнь на Марсе?» И совершенно напрасно. Марсиане в ближайшем будущем инновации России не подарят, а вот в узбекском кинематографе уже есть, на что посмотреть. Ценители наивного треша и киноэкзотики, наверняка, позитивно воспримут комедийную мелодраму «Супер келинчак» («Суперневестка»).

Сюжет: Смелый и ловкий юноша Сардор встречает в боулинг клубе, принадлежащем его семье, незнакомую девушку редкой красоты. Решив поразить незнакомку, он предлагает ей игру, но та неожиданно высоко поднимает ставку, побеждает и отказывается от приза, заставив парня смутиться перед всеми друзьями. Сардор загадывает, что эта девушка станет его женой. Он находит ее в городе, демонстрирует свою смекалку и силу и, наконец, решается познакомиться. Красавицу зовут Диана и она принимает скорое предложение Сандора выйти за него замуж. Одна незадача: у юноши очень консервативные родители – они живут согласно традиционным устоям и хотят видеть невесткой только узбечку. Диана же – потомок смешанного брака, да еще и избалована богатством, самостоятельностью и западным образом жизни. В успехе и долголетии этого союза сомневаются и родные Дианы, которые знают свою дочь как упрямую и своенравную девушку. Но молодым удается достичь своего и к удивлению и горю родных они без проволочек играют свадьбу. Тут же их счастье оказывается под угрозой – упрямая свекровь Дианы — Мунира-опа – подначиваемая завистливой соседкой, решает любой ценой выжить невестку из дома…

«Супер келинчак» — такой же «народный» фильм для Узбекистана, как для России — криминальная драма «Бригада». Обе картины в своих странах могут претендовать на статус «энциклопедии национальной души». И если «Бригада» занимается оправданием феномена бандитизма в глазах российских зрителей, «Суперневестка» пытается примирить национальную идентичность узбеков с реалиями нового дня.

Музыкальный клип на главную песню картины

Неожиданным образом, наиболее архаичная черта фильма становится в нем главным кинематографическим новаторством: то, что невестка, вопреки провокациям и проискам рассерженной свекрови, стремится во всем помочь и услужить «новой матери» – отвечает традиционным канонам поведения и в тоже время на простейшем уровне отражает принципы «soft power» («мягкой силы») – популярной дипломатической доктрины. Укрощение строптивой свекрови происходит за счет покорности и искренности Дианы, противопоставляемых коварству и напускной строгости матери мужа.

Идейный посыл картины проработан гораздо менее детально – девушка, с детства попробовавшая все, что можно (в разумных для традиционного общества пределах), добровольно и дерзко, как очередное приключение, выбирает жизнь по традиционному укладу и неожиданно решает остаться в этом мире навсегда. Почему? Фильм не дает ответа. Возможно, потому, что одно не противоречит другому, и настоящая узбечка может совмещать успехи в университете с работой по дому, или извечная роль жены на деле – привлекательнее и слаще соблазнов «века сего», или же Диана оказалась наделена качествами хорошей жены как волшебным даром или благословением Бога… Непонятно. Но эта непроясненность и открывает картине пространство для шарма.

«Суперневестка», действительно, интересный фильм, как интересны первые опыты Болливуда или цыганские работы Кустурицы. Ничтожными по мировым меркам средствами, он создает историю, которая подкупает искренностью, добротой и возможностью заглянуть за кулисы чуждой культуры. Наигранно-идеалистично комедия рисует альтернативный мир, в котором R&B-постановки соседствуют с национальными танцами, а фраза главного героя «она – всего лишь женщина, а я – мужчина, и не позже, чем через месяц, она будет подметать мой двор» не воспринимается жестоким нападением на женские права, а, скорее, бравадой, за которой кроется желание услужить в той же мере, как и принять служение. Вот только в финале подружившиеся свекровь с невесткой все же оспаривают друг у друга право мести двор, а вовсе не исследуют образовательные возможности Интернета.

Надо заметить, картина собрала практически весь цвет узбекского кинематографа: роли родителей Сардора исполняют Мурад Раджабов и Саида Раметова – заслуженные актеры, хорошо известные российскому зрителю, отца Дианы играет выдающийся Назим Туляходжаев — мультипликатор, кинорежиссер, актер, сценарист – гордость Узбекистана, мать Дианы – Елизавета Карали – потомок актерской династии, внучка великой Яйры Абдуллаевой. Точность сыгранных образов, легкость повествования позволили известному российскому кинокритику Кириллу Разлогову во время презентации «Суперневестки» на канале «Культура» назвать режиссера Бахрома Якубова «узбекским Гайдаем».

К сожалению, история зарождения в солнечном Узбекистане жанра национальной комедии оказалась сказкой с печальным концом: после феноменального успеха «Супер келинчак» Бахром Якубов снял еще два фильма, главные роли в которых исполнила полюбившаяся миллионам «невестка» — Диана Ягофарова. Ничто не предвещало беды, но накануне премьеры последнего фильма грянул скандал, равного которому узбекский кинематограф не знал и вряд ли узнает. В сети Интернет появилось видео, на котором мужчина, похожий на Якубова, занимался любовью с девушкой, похожей на Ягофарову. Эта публикация на долгие месяцы стала событием номер один культурной жизни Узбекистана, после чего Якубов перестал снимать фильмы, а Ягофарова вовсе пропала. По одним сведениям, она покончила с собой, по другим – уехала в дальнее зарубежье строить карьеру модели.

Отечественый традиционализм, в который Бахром Якубов пытался вписать интернет, силами этой технологии его же и погубил.

«Суперневестка» — пример кино, которое так пока и не научились снимать в России – позитивное кино рабочих кварталов. Смогут ли Узбекские кинематографисты продолжить начатое, пока не ясно. Но у нас осталась возможность познакомиться с любимой картиной трудовых мигрантов из этой южной страны и узнать, как правильно «делать базар».

Собственно, фильм:

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)