Сказка о Белоснежке вместе с историей Золушки давно растворилась в зеркальных лабиринтах гламура и поп-культуры. Казалось бы, никакой новой интерпретацией ей зрителя не удивить. Но вот, мы дождались момента, когда приятной новизной оказывается, наконец, добрая древность — сказка, наполненная христианскими символами и смыслом. Продолжая традиции европейских сказочников, фильм «Белоснежка и охотник» образами волшебной истории отсылает нас к опыту христианской мистики и жертвенного героизма.

Фабула у истории почти традиционная:

Король-вдовец, очарованный красотой новой возлюбленной — Равенны, второпях берет ее в жены и умирает от ножа невесты в первую брачную ночь. Новая королева оказывается злой колдуньей: чтобы удержать молодость, она похищает красоту юных дев. Белоснежка – дочь покойного короля – растет, запертая в башне. Дух магического зеркала сообщает Равенне, что ее красота увядает, уступая совершенству Белоснежки, но сердце подросшей принцессы позволит навсегда остановить старенье. Равенна требует привести падчерицу ей на закланье. Белоснежка, услышав о планах королевы, бежит из дворца и скрывается в зачарованном Темном лесу. За ней по приказу Равенны в сопровождении воинов отправляется Эрик-Охотник – вдовствующий герой, которому королева пообещала воскресить умершую жену в обмен на жизнь Белоснежки. Охотник находит принцессу, но узнав, что королева не имеет власти возвращать мертвых к жизни, приходит в ярость, побеждает воинов и, сохранив девушке жизнь, соглашается доставить ее в замок последнего независимого вассала покойного короля – герцога Хаммонда. Белоснежка и охотник отправляются в путь, по дороге преодолевая опасности, но в итоге, ведомые гномами, останавливаются на отдых в Святой чаще – магическом месте, населенном феями и волшебными существами. Там Белоснежка получает благословенье от сверхъестественной силы, явившийся ей в образе большого белого оленя с ветвистыми рогами. На подходе к замку герцога отряд настигает Равенна: приняв обличье одного из спутников принцессы – сына герцога Уильяма – злая королева протягивает девушке яблоко, откусив от которого та падает замертво. Убитые горем гномы все же доставляют тело Белоснежки в замок Хаммонда, где его кладут в собор для отпевания. Расстроенный Эрик приходит ночью в храм, признается в любви бездыханной принцессе и целует ее в губы. Белоснежка оживает, обряжается в латы и, собрав под знамена покойного отца всех рыцарей замка, скачет на бой с вероломной Равенной…

Так что же дает основание называть эту волшебную историю, украшенную пантеоном голливудских красавиц и красавцев, христианской? Причин несколько:

Во-первых, сама Белоснежка, еще находясь в заточении в башне, полностью читает текст молитвы «Отче наш» — прошения, которое подарил ученикам сам Христос. Сама по себе эта сцена малосодержательна, но служит кодом понимания ко всему последующему образному ряду, в котором зашифровано множество отсылок к Священному Тексту.

Во-вторых, сама Белоснежка по сюжету – Свет Истины. Именно так ее воспринимают гномы, за это в нее влюбляется Эрик, в этом кроется основная причина ее вражды с Равенной.

В-третьих, (и это необходимо отметить особо) стилистика фильма строится с учетом традиционной европейской изобразительной культуры. Она достаточно спокойна, а потому взгляду, увлеченному 3D-кунштюками, может показаться маловыразительной и простецкой. На деле мы видим неагрессивный видеоряд: повествовательная операторская манера стремится зафиксировать, деликатно акцентировать значимые события, а не декларативно вопить о них, как стало принято поступать в кинематографе последние годы. По общей стилистике, проявившейся в отказе от 3D и обзорном построении планов, картину можно сравнить с чехословацкими или польскими сказками 70-х – 80-х годов прошлого столетия, хорошо знакомыми советскому зрителю. Отдельное спасибо невольно хочется сказать авторам за неглумливое и помпезное изображение королевских праздеств: последние несколько лет в кино наметилась тенденция эклектиченым смешением невероятных образов, абсурдом событий и эксцентричными выходками участников действия уподоблять дворцовые торжества ярмарочному балагану. Здесь же церемонии показаны возвышенными и благопристойными, какими и должны были быть.

Остановимся подробнее на христианских образах, наполняющих фильм:

Первым заметным символом в картине является роза.
Создатели фильма привнесли образ розы в классическую историю зачатия Белоснежки. По фильму, королева-мать, пожелав полюбоваться зимним садом, нашла в нем красную розу, чудесным образом цветущую на кусте, уколола шипом палец, загляделась на капли крови в окружении снега и загадала, чтобы у нее родилась дочь «белая, как снег, румяная, как кровь, темноволосая, как древо, и сильная как эта роза (sic)». У братьев Гримм рождение Белоснежки происходит при схожих обстоятельствах и предваряется практически идентичной молитвой, вот только ранит себя королева иголкой во время шитья, поэтому пожелание силы будущей принцессе и сравнение ее с розой в оригинальном тексте отсутствуют.

Сплетения христианского толкования символа розы и сюжетных злоключений Белоснежки в фильме весьма разнообразны:

Начнем с того, что сам розовый куст является прообразом Премудрости – одной из ипостасей Бога. В книге Иисуса сына Сирахова Премудрость говорит о себе: «я возвысилась… как розовые кусты в Иерихоне» (Сир 24:15)

Характер и предназначение Белоснежки определяются в момент, когда капли крови из раны от шипа красной розы падают на снег. Сама же красная роза в Христианстве веками символизировала кровь, пролитую Христом на кресте, а также Грааль. (Грааль – Чаша, по преданию, хранящая кровь Христа, собранную во время казни Спасителя из раны от копья в сердце одним из учеников). Средневековые мистики учили, что испивший из Чаши обретет прощение грехов и жизнь вечную. Такого же результата рассчитывает достичь Равенна, завладев сердцем Белоснежки.

Белоснежка безгрешна и невинна. Единственная сцена в фильме, когда она позволяет себе чувственное влечение к мужчине, заканчивается заколдованным сном от проклятого яблока. Вкушение Евой яблока в раю – распространенный образ грехопадения и появления плотской любви. Безгрешным человеком — уникальным в своем роде — по учению Церкви была Мария – мать Христа, символом которой является роза. В итальянской живописи Святая Дева изображается как Santa Maria della Rosa – Она зажимает в пальцах ладони розу или цветок держит Младенец, сидящий на Её руках.

Роза является официальным атрибутом католических святых дев — Екатерины Сиенской, Терезы Авильской. Обе эти монахини были визионерками, обе, наравне со многими другими непорочными сестрами, ощущали себя мистическими невестами Христа. От Екатерины Сиенской берет начало традиция символического обручения монахинь Христу, включающая в себя похороны в подвенечном платье. В фильме невинная Белоснежка, забывшись сном, покоится в соборе, одетая в подвенечное платье.

Эрик, убитый горем, стоя над телом, успокаивает себя тем, что его любимая на небесах восседает на троне и ей прислуживают ангелы. Данте, описывая Рай в «Божественной комедии», рассказывает о райской Мистической розе — хороводе, составленном из ангелов и спасенных душ, среди которых свое место занимает Беатриче – святая возлюбленная поэта.

Даже в чудесном бегстве Белоснежки из замка при желании можно усмотреть сравнение с розами. По известной в католическом мире легенде, святая Елизавета Тюрингская — «мать убогих», как называли её за милосердие — вопреки запрету мужа, выходила из замка с полной сумой хлеба, предназначенного для нищих. Разгневанный супруг спросил ее, что она несет? «Тут только розы», — ответила жена суровому ландграфу. И по велению Бога хлеба превратились именно в розы. Не менее чудесным образом, следуя велению заботливого Провидения, сбегает из замка Белоснежка, чтобы помочь своим обездоленным подданным.


Вторым ярким символом, сыгравшим определяющую роль в истории Белоснежки, стал олень. Именно встреча с оленем подтвердила для всего волшебного мира королевское происхождение принцессы и ее священную миссию. В христианской символике самец оленя является обозначением посланника Бога или небесных сил. Также, благодаря сравнению разветвленных рогов с ветвями, его часто представляли образом Дерева Жизни. Средневековый трактат о животных «Физиолог» уподобляет оленя Христу и рассказывает о борьбе с дьяволом-змеем:

«Давид говорит: «Как стремится олень к источнику вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже». Когда убегает змей от оленя в расщелины земли, идет олень и наполняет челюсти свои ключевой водой, и извергает в расщелины, и извлекает змея, и сокрушает его, и убивает. Так и Господь наш сокрушил змея, дьявола, небесными водами, которые он имел в божественном слове добродетельной премудрости. И как змей не может переносить воды, так дьявол — небесного слова. И если ты имеешь разум в сердце своем, призови благовестия, и скажут они тебе: «Не прелюбодействуй, не блуди, не кради». И, вкусив священных вод, извергнешь всякое зло. Господь, придя, прогнал мысленного змея небесными водами. Но дьявол скрыл его в преисподней части земли. И Господь, источив из ребра своего кровь и воду, уничтожил скрытую в нас дьявольскую силу через купель воскресения»

Дальше можно просто перечислить новозаветные цитаты, которые обыгрываются в фильме:
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) – когда Белоснежка вступает с Равенной в бой, королева пытается заявить об их сходстве и слышит в ответ: «Мы различны, как день и ночь!»
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5) – когда старший из гномов называет Белоснежку Светом, сияющим во тьме, главный гном тревожно добавляет – «Но победит ли свет тьму?»
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»»(Еф. 5:14) – О том, что она проснулась от сна, преследовавшего ее всю жизнь, Белоснежка начинает говорить, воскреснув в храме. После чего переходить в теме света, который она ощущает в себе и видит в собравшихся.
Но наиболее, пожалуй, интересно сравнение Белоснежки себя и своих соратников с огнем и металлом: в финале своего пламенного призыва к подданным она говорит об огне и металле, как огонь плавит металл изнутри, наделяя его новыми свойствами. Именно образ огня и металла (огня и меча) исторически применялся для объяснения соприсутствия во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Божественная природа в таком случае уподоблялась огню, а человеческая мечу:

«Как в раскаленном мече жжение, сопровождаемое сечением, а равно и сечение, сопровождаемое жжением, мы хотя и называем единым (действованием), — тем не менее, утверждаем, что одно действование — сечение, а другое — жжение, и первое принадлежит одному, а второе — другому естеству, а именно: жжение — огню, а сечение — железу; подобно этому, и называя Богомужное действование Христа единым, мы разумеем два действования двух Его естеств: одно действие — Божеское, принадлежащее Его Божеству, а другое — человеческое, принадлежащее Его человечеству» (Преподобный Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры», книга 3-я, гл. 19-я, «О Богомужном действовании»).

Позднее образ, нагреваемого металла, стал применяться в мистических практиках для объяснения воздействия божественных энергий на природу человека. Подобное воздействие на свое самочувстствие гномы начинают ощущать вблизи от Белоснежки, тем же даром она обещает наделить всех, кто отправится вместе с нею бороться со злом.

И все же главную роль в развитии содержания и создании атмосферы в картине играет королева Равенна в исполнении великолепной Шарлиз Терон. Образ королевы еще более сложен, чем фигура Белоснежки. Совершившая множество злых дел, королева не воспринимается при этом абсолютным злодеем. Скорее, видится жертвой, испытывающей непрерывную муку от жизни, в которую себя ввергла. В какой-то момент она признается даже, что дар, поддерживающий в ней молодость, требует платы и цена непомерно высока. Блаженный Августин определял зло как нехватку, недостаток добра. И эту недостаточность молодости, красоты, силы к жизни, самоуверенности, королева вынуждена постоянно компенсировать магическими кражами и унизительным выспрашиванием у зеркала, все ли еще она достаточно красива?!

Равенна — жертва жестокости мира людей (ребенком она была похищена из родительского дома, ее родные убиты, а сама она изнасилована), которая надеется стать его повелительницей и карой. Упиваясь собственным могуществом, она все же лицемерно спрашивает у брата: «Ведь даже сейчас я не достигаю уровня мучителей, помыкавших нами в детстве?»

Интересны изобразительные решения и символический подтекст образа данного персонажа. Кичась королевским статусом, Равенна чурается золота. Взойдя на трон в золотой короне, после дворцового переворота она тут же меняет ее на железную. В христианской символике золото всегда обозначало нетварный свет, в которой пребывает Бог. Артэгел, рыцарь Справедливости — герой поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей» — был вооружен Хризаором — магическим мечом из чистого золота, который свидетельствовал о его наивысшей духовной чистоте. Железная корона, в которой восседает на троне Равенна, до этого являлясь неотъемлемым атрибутом другого художественного персонажа — Мелькора — князя мира, повелителя зла «Сильмариллиона» — сборника мифов Джона Рональда Толкиена, рассказывающих о событиях, предшествовавших появлению Средиземья. Имя Мелькор в переводе с эльфийского обозначает «тот, кто восстаёт в могуществе» – князь мира, повелитель зла. Другие его имена — Моргот Бауглир — «Чёрный Враг», «Душитель». Все эти определения подходят Равенне.

Примечательно, что образ Равенны в железной короне созвучен и знаменитой статуе Свободы — одному из главных символов Америки, что вполне может быть расценено как тонкая ирония создателей картины.

Так о чем же, собственно, фильм?

Христианские конфессии регулярно напоминают о себе в картинах, ориентированных на массового зрителя: достаточно вспомнить фантастический боевик «Сорвиголова» с Беном Аффлеком, стремящийся улучшить имидж Католичества, или фантастическую антиутопию «Книга Илая» с Дензелем Вашингтоном и Гэри Олдменом, героически рисующую протестантизм. Однако, фильм «Белоснежка и охотник» не вопримается рекламой религиозного института. Складывается впечатление, что пронизанный символизмом и непривычными для современности мотивациями католической мистики, он сремится лишь заявить о них, сдержанно предъявить увязшему в бесконечных играх миру.

Королева, ищущая молодости с нервозностью наркомана, лишенного дозы, Белоснежка, долгое время боявшаяся признать присутствие в ее жизни высшего Предназначения, вельможи, оправдывающие промедление борьбы со злом целесообразностью насущной заботы о подданных — все они разыгрывают в итоге притягательную и сложную историю, итогом которой становится достижение, несравненное по ценности ни с чем в мире — способность прямым взглядом посмотреть в чистое зеркало, увидеть себя и не содрогнуться. Эту способность и обретает в конце Белоснежка, став истинной королевой. А охотник превращается в рыцаря, обретя способность высшего служения добру. Вот так! И никакого намека на свадьбу в финале…

Картины, связанные с фильмом «Белоснежка и охотник»

Белоснежка и месть гномов

(«Mirror Mirror», 2012, режиссер Тарсем Сингх) — юмористическая история вражды великолепной Джулии Робертс и Лили Коллинз — модели, дочери певца Фила Коллинза. «Месть гномов» — прямая противоположность картины «Белоснежка и охотник»: это яркая и смешная социальная драма, рассказывающая о том, что миром правят женщины, и насколько сложно даже лучшим представительницам «слабого пола» пройти через кризис среднего возраста.

Мужчины, гномы, волшебство и благополучие королевства — лишь безымянные декорации, на фоне которых происходит становление и столкновения женских характеров.

Принцесса Мононоке

(«Princess Mononoke», 1997, режиссер Хаяо Миядзаки) — страшная, динамичная, увлекательная мультипликационная сказка про Лесного Духа, урбанизацию, долг, честь и слабость людской природы.

Мультфильм примечателен тем, что лишен положительных или отрицательных персонажей, иллюстрируя восточный тезис о том, что мировом правят разнонаправленные стихии, а вовсе не силы добра или зла. Каждый герой истории за время развития сюжета раскрывает разрушительные и созидательные стороны своего естества. Люди в мире Мононоке, как и в культуре первобытности, находятся ниже зверей в иерархии мироздания, обучаясь у «старших» долгу и смирению перед установленным порядком.

Фильм, наиболее близкий по эстетике и радикально противоположный по смыслу картине «Белоснежка и охотник».

Лабиринт Фавна

(«Pan’s Labyrinth», 2006, режиссер Гильермо дель Торо) — умная и сложная волшебная драма.
Маленькая 12-летняя девочка проходит сквозь череду жестоких магических испытаний, чтобы обрести сакральное посвящение.

Посланница: история Жанны д’Арк

(«The Messenger: The Story of Joan of Arc», 1999, режиссер Люк Бессон) — трагичная история жертвенной визионерки. Бессон, как и авторы новой «Белоснежки», подробно описывает влияние мистического озарения на характер и судьбу великой воительницы. Только в его случае детальная реконструкция опыта религиозной экзальтации служит скорее обличением Католичества, нежели восхвалением или защитой.

Личная драма и обреченность Жанны д’Арк в интерпретации Бессона обусловленны бездушной жестокостью земной политики и небесной власти.
Одна из наиболее ярких ролей Милы Йовович.

Мио, мой Мио!

(«Mio in the land of Faraway», 1987, режиссер Владимир Грамматиков) — советско-норвего-шведский проект, экранизация сказки Астрид Линдгрен. Первое подростковое появление в кино будущей голливудской звезды Кристиана Бейла.

Подросток из нашего мира внезапно узнает, что является сыном короля волшебной страны. Вместе с друзьями он должен освободить свой новый дом от нападок злого волшебника — рыцаря Като.

Арабела (сериал)

(«Arabela», 1979, режиссер Вацлав Ворличек) — чудесный чехословацкий фентезийный сериал, популярный на территории Восточной Европы. Добрый и мудрый.

Принцесса волшебной страны Арабела приходит в наш мир, чтобы составить семейное счатье молодому инженеру. Но планы Арабелы и ее права на волшебный престол стремится расстроить черный маг Румбурак.

Вий

(«Viy or Spirit of Evil», 1967, режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачёв) — экранизация одноименной сказки Гоголя. История злоключенийя и трагической смерти нерадивого семинариста Хомы Брута. Чередование в проявлениях зла красоты молодости и инфернального уродства — центральная часть смысловой конструкции фильма.


 

Психоделический ремикс по мотивам мультфильма «Белоснежка» Уолта Диснея

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)