Оказывается, в советской кинокартине режиссера Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» зритель узнает, как выглядит загадочный и страшный пес, уже в первой сцене фильма.

Трость, которую рассеянный доктор Мортимер забывает накануне в приемной великого сыщика, имеет набалдашник в виде головы мастифа с раскрытой пастью. В тот момент, когда Ватсон и Холмс рассмастривают карту происшествия странных событий, в капкан ее челюстей попадает Баскервиль-холл. Именно мастифа, а точнее неаполитанского мастифа, под видом демонического пса убивают герои в конце своего киноприключения.



Пророческий вид трости — талантливая находка режиссера. В оригинальном тексте о набалдашнике не сообщается никаких подробностей, кроме расплывчатого «он был из тех, что именуют «веским доказательством».

Какой же породы был страшный пес, чуть было не сживший со свету почтенный род Баскервильских баронетов?

В классическом для российских читателей и кинематографистов переводе повести Конан Дойля Натальи Альбертовны Волжиной описание породы выглядит так: «Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь — поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу«. Поскольку «ищейка» — понятие неконкретное, русскоязычные иллюстраторы привыкли изображать собаку Баскервилей в образе мастифа.

В английском оригинале фраза звучит несколько иначе: «It was not a pure bloodhound and it was not a pure mastiff; but it appeared to be a combination of the two — gaunt, savage, and as large as a small lioness«.

Слово «BLOODHOUND» имеет в английском языке два значения — абстрактное «ищейка» и названия конкретной породы охотничьих собак «бладхаунд» (рус.)

Поэтому для английских читателей собака Баскервилей чаще всего обладает чертами бладхаунда. Останки представителя этой породы демонстрируются в музее знаметого лондонского бара «Шерлок Холмс» под видом «черепа собаки Баскервилей».

Образ бладхаунда в окружении ужасных событий вновь появился на экранах совсем недавно: эта собака является символом клуба охоты на людей «Elite Hunting» в фильмах ужасов «Хостел» и «Хостел 2». Члены клуба изображают эмблему своего братства на визитках, носят на теле в виде татуировок. Главу фабрики смерти — словака Сашу — на отдыхе повсюду сопровождают два бладхаунда.



Поскольку продюсером двух первых частей фильма «Хостел» стал великий игрок в киноцитаты и любитель отсылок к классическим произведениям — Квентин Тарантино, по всей вероятности, символ кровожадного клуба «Elite Hunting» своим происхождением обязан оригинальному описанию «Собаки Баскервилей».

***

В новейшем российском кино бладхаунд появляется как друг и ленивый напарник Павла Кравцова — провинциального милиционера из бытового детективного сериала «Участок» (режиссер Александр Баранов, в главной роли Сергей Безруков, время выхода — с 2003 года).

Мотивация появления в фильме собаки именно этой породы совершенно неясна — к детективам прошлого явно или косвенно она не отсылает. Вместо этого пес является зооморфным перерождением красноармейца Сухова из картины «Белое солнце пустыни» — круглыми днями надиктовывает сам себе письма для бывшей жены милиционера Кравцова. Эта деталь добавляет толику пикантной шизофрении характеру участкового, но нисколько не способствует развитию многолетнего и сложного детективного образа столь славной собачьей породы.

***

Если верить Интернету, натуральная собака Баскервилей живет сейчас в Англии и выглядит именно так, как представляли ее себе советские кинематографисты — это огромный неаполитанский мастиф по кличке Геркулес. Владелец собаки утверждает, что не предпринимал никаких специальных действий, чтобы искуственно увеличить рост собаки.

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)