6 июня 2012 года Квентин Тарантино явил миру отрывок нового творения — трейлер фильма «Джанго Освобожденный». Короткий ролик киноманы со всего мира уже растащили на цитаты. Так каким же будет новый фильм Тарантино?

После эпатажной картины «Бесславные ублюдки», создавшей альтернативный финал Второй мировой войны, Тарантино решил замахнуться на основы основ американской национальной гордости – отказ от рабовладения.

Сюжет фильма «Джанго освобожденный»:

Джанго – негр несчастной судьбы, живущий на рабовладельческом Юге. Злой хозяин разлучает его с любимой женой Брунгильдой и отправляет на невольничий рынок. По пути на аукцион Джанго неожиданно освобождает охотник за головами доктор Кинг Шульц. Он разыскивает известных убийц — братьев Бриттл, лиц которых никто не видел, кроме Джанго. Шульц предлагает сделку: Джанго помогает найти и убить неуловимых братьев, после чего Шульц дарит ему окончательную свободу и помогает вернуть жену, ставшую собственностью плантатора Кэвина Кельди. Два изгоя – немец и негр – отправляются в опасный путь по дикому рабовладельческому Югу…

Уже по трейлеру видно, что фильм наполнене перестрелками, сюжетными коллизиями, а главное, парадоксальными, остроумными диалогами — всем тем, за что мы так любим Тарантино и его работы. Особенно приятно видеть, что роль доктора Шульца в фильме исполнил новый любимец Тарантино Кристоф Вальц, который заполнился зрителям «Бесславных ублюдков» образом утонченного злодея — штандартенфюрера СС Ганса Ланды.

Но не все так однозначно радужно: попутно с обещаниями восхитить поклонников тарантиновского стиля, история Джанго грозит обернуться политическим событием, а может быть даже международным скандалом. Ведь Тарантино не нашел ничего лучшего, как выпустить рассказ о злоключениях негра во враждебной Америке в прокат в финале избирательных баталий  темнокожего американского президента.

Отмена рабства в 1862 году президентом Линкольном улучшила положение афроамериканских граждан Америки, но в корне не переменила к ним отношения белокожего населения. Только лишь в 1954 году Верховный суд США окончательно запретил расовую сегрегацию в американских школах. Споры о нормативах и формах расового равноправия не стихают в залах Верховного суда до сих пор.

Либеральные силы одержали в борьбе за равенство расовых прав историческую победу — в 2008 году президентом США стал темнокожий кандидат Барак Обама. Теперь его победа может оказаться пирровой: по мнению американцев, для успешных реформ президент должен находиться на своем посту в течение двух сроков. Если Обама проиграет выборы 2012 года, а его руководство получит отрицательную оценку в глазах американцев, это больно ударит в том числе и по либеральной доктрине равенства.

Результаты президентских выборов в США 2012 года будут объявлены 17 декабря.
«Джанго освобожденный» стартует в американском прокате в Рождество 25 декабря.
Инаугурация новоизбранного президента состоится 20 января 2013 года.
Прокат «Джанго» в Англии и остальном мире начнется с 18 января 2013 года.
Причиной такой параллельности событий может быть что угодно, кроме совпадения.

Возможно, Тарантино просто использует политический тренд для раскрутки фильма. Или решил неожиданно поддержать Барака Обаму, совместив PR-компанию картины и обсуждения ее сюжета с пиком предвыборной гонки темнокожего президента. Но скорее всего, Тарантино в своей авангардной манере захотел представить миру альтернативное видение законов, по которым тот живет, на фоне главного события уходящего года.

В 2007 году, рассказывая о своих творческих планах, Тарантино признался:

«Я хочу попробовать сделать то, чего раньше не было. Снять фильм, который коснется ужасов рабовладельческого прошлого Америки и всего, с ним связанного, но в стиле спагетти-вестернов, а не по законам большого сложного кино. Чтобы он производил впечатление жанрового фильма, но при этом раскрывал все то, чего Америка никогда не пыталась коснуться из-за стыда, а другие страны никогда, в сущности, не решались описывать, поскольку не считали себя вправе это делать».

Чем обернутся заигрывания Тарантино со скелетами из шкафа американской истории, сложно сказать, но уже сегодня можно перечислить картины, которые имеют непосредственное отношение к «Освобожденному Джанго» и помогут разобраться в хитросплетениях его сюжетных ходов и образов.

10 фильмов — предшественников «Освобожденного Джанго»:

"Унесенные ветром" фильм

«Унесенные ветром»

(1939, режиссер Виктор Флеминг) – классика из классик. История жизни молодой помещицы Скарлетт О’Хара, ее семьи и друзей, живущих во второй половине XIX  века на юге Америки во времена Гражданской войны Севера и Юга. Тема освобождения негров далеко не центральная в картине, хотя заявлена отчетливо. Но фильм «Унесенные ветром», благодаря масштабу повествования и великолепному актерскому дуэту Вивьен Ли и Кларка Гейбла, навсегда определи стилистику передачи в кино атмосферы традиционного американского Юга. Всякий раз, когда в более поздних фильмах в кадре появляются плантаторы или отсылки к укладу жизни американских землевладельцев Юга, можете смело искать цитаты из фильма Виктора Флеминга.

фильм "Амистад"

«Амистад»

(1999, режиссер Стивен Спилберг) – один из самых выразительных и ярких фильмов о вооруженной борьбе негров за свои права. Первая половина XIX века, испанский корабль «Амистад» везет рабов из африканского государства Сьерра-Леоне на невольничьи рынки Европы. Негры устраивают бунт и, охваченные праведной ненавистью, убивают команду корабля, решив отправиться в плаванье к родным берегам. Но вместо Африки «Амистад» пристает к берегам Америки, где судьба вчерашних рабов должна решиться в международном судебном разбирательстве. «Амистад» — картина эпохальная и оттого излишне пафосная. Даже яркая игра выдающихся актеров — Моргана Фримена и Энтони Хопкинса не спасает положение до конца. Однако всякий раз, когда свободолюбивый негр решительным жестом сбрасывает с себя на экране тяжкие оковы, знайте, режиссер обращался за вдохновением к образам героев с корабля «Амистад».

фильм "Мандерлей"

«Мандерлей»

(2005 год, режиссер Ларс Фон Триер) – второй фильм несостоявшейся трилогии Ларса Фон Триера «США – страна возможностей», посвященный теме рабства. Грейс – дочь главаря гангстерского клана, вместе с отцом и его подельниками впервые оказываются на Юге Америки. Неожиданно для себя они обнаруживают патриархальный рабовладельческий быт, напрочь игнорирующий тот факт, что рабство отменено более полувека назад. Неравнодушная Грейс, заручившись поддержкой боевиков отца, освобождает негров и решает сама приучить их к свободе и самостоятельной жизни… Провокационная и скандальная картина Триера опрокидывает либеральные фетиши в оценке рабовладения в американской истории и культуре. Попытка последовательно представить чернокожее население тотальными жертвами проваливается, уступая место ироничной неопределенности. «Мандерлей» — дерзкий вызов американскому культу гражданской свободы и национальным американским режиссерам, главным бузотером среди которых по праву считается Тарантино.

фильм "Железная хватка"

«Железная хватка»

(2010, режиссеры Джоэл и Итан Коэны) – последний фильм культовых братьев-режиссеров, воскрешающий и амнистирующий для киноискусства жанр вестерна. Именно с «Железной хваткой» критики в первую очередь станут сопоставлять новую работу Тарантино. Коэнам удалось оживить потерявший актуальность жанр за счет сдержанной эстетики и детальной проработки декораций и образов героев. «Железная хватка» практически лишена деления на положительных и отрицательных персонажей и актерское трио  Джеффа Бриджеса, Мэтта Деймона и Хейли Стейнфилд осознанно работает лишь на то, чтобы усилить ощущение погружения в атмосферу «реального» Дикого Запада. Сюжет «Железной хватки» — такое же road movie, как и «Джанго освобоженный»: Мэтти Росс — решительная четырнадцатилетняя девочка — нанимает одноглазого федерального маршала по прозвищу «Забияка», чтобы отыскать в индейских землях убийцу своего отца. Этого же убийцу разыскивает техасский рейнджер Лабиф, подозревая в нем виновника смерти известного сенатора.

фильм "Красное солнце"

«Красное солнце»

(1971, режиссер Теренс Янг) – «Джанго освобожденный» снят в стилистике спагетти-вестерна – жанра, изобретенного итальянскими режиссерами, которые однажды решили, что Америка не обладает монополией на производство ковбойских фильмов, и принялись в большом количестве и с хорошей прибылью производить картины об индейцах, золотых приисках и смелых пастухах прерий. Родоначальником спагетти-вестернов является Серджо Леоне. Но «Джанго освобожденный» как ответ на культовые подражания американской мечте больше ориентирован на подражание подражаниям Леоне. Смешением образов и смыслов под видом вестерна увлекался отец «Бондиады», английский режиссер Теренс Янг, снявший картину «Красное солнце». Герои его фильма – американский ковбой (Чарльз Бронсон) и японский самурай (Тосиро Мифунэ) путешествуют по Дикому Западу, стремясь поймать грабителя и убийцу (Ален Делон), укравшего меч японского императора.

фильм "Мертвец"

«Мертвец»

(1995, режиссер Джим Джармуш) – еще один непревзойденный киношедевр, философский трактат и психоделический трип под видом вестерна. Скромный клерк Уильям Блейк (Джонни Депп) оказывается заложником череды событий, которые заставляют его играть непривычную роль безжалостного убийцы. Спасаясь от погони, Блейк проходит путь внутреннего очищения и преображения. К месту спасения или перехода в иной мир его сопровождает загадочный друг – индеец по имени Никто. Прекрасная музыка, символические картины и мировое зло в образе убийцы-каннибала (Лэнс Хенриксен), преследующего главных героев – делают этот фильм незабываемым. Посмотрите его, и вам будет с чем сравнивать эмоциональные превращения Джанго.

фильм "Дикий, дикий Вест"

«Дикий, дикий Вест»

(1999, режиссер Барри Зонненфельд) – малоудачная попытка Зонненфельда сыграть одновременно на досках альтернативной американской истории, стимпанка (описания цивилизации, в которой технологический прогресс пошел по пути развития механизмов и паровых машин) и межрасовой дружбы. Талантливый белокожий изобретатель (Кевин Клайн) и смелый темнокожий авантюрист (Уилл Смит) стремятся спасти Америку от реванша в Гражданской войне реакционного Юга, попутно добиваясь внимания очаровательной Сальмы Хаек. Известно, что изначально на роль Джанго Тарантино планировал именно Уилла Смита, который был вынужден отказаться, по всей видимости, в том числе по причине сходства образов «Освобожденного Джанго» с «Диким, диким Вестом».

"Ради азарта! Ради денег! Ради нее!" - этот девиз вполне подошел бы и Джанго
«Ради азарта! Ради денег! Ради нее!» — этот девиз вполне подошел бы и Джанго

«Планкетт и Маклейн»

(1999, режиссер Джейк Скотт) – еще один фильм-конструктор-эксперимент, разнузданный и хулиганский, снятый на материале великих исторических эпох Джейком Скоттом – сыном великого режиссера Ридли Скотта. Два друга – профессиональный разбойник и вор (Роберт Карлайл) и разорившийся альфонс-аристократ (Джонни Ли Миллер) изобретательно грабят лондонских аристократов, чтобы уплыть в Америку. Помимо денег им необходимо забрать с собой главное сокровище Нового Света – прекрасную дочь королевского прокурора (Лив Тайлер), ставшую заложницей деспотии отца. Фильм выразительно рисует пороки, бессмысленность и жестокость Старого Света, которым вынуждены активно противостоять герои, стремящиеся к свободе и лучшему будущему. Джанго и его соратник Шульц вынуждены преодолевать такие же условия, чтобы обрести независимость и спасти прекрасную Брунгильду, живущую в поместье порочного Кэвина Кельди.

"Джэки Браун" фильм Квентина Тарантино

«Джеки Браун»

(1997, режиссер Квентин Тарантино) – для самого Тарантино история Джанго – вовсе не первый опыт обращения к теме противостояния негров и американского государства. Вскоре после «Криминального чтива» он выпустил детективную драму «Джеки Браун», рассказывающую историю привлекательной темнокожей стюардессы, ставшей заложницей борьбы криминального босса и агентов отдела по борьбе с оборотом оружия. Фильм в описательной, некритичной манере показывает внутрений мир Лос-Анджелесских преступников, афроамериканского сообщества, бездушных чинуш, ломающих жизни простых людей ради хорошей отчетности. В финале героине Джеки Браун удается избавиться от расовых и гендерных ролей, навязываемых ей обществом, и обрести долгожданную свободу. Посмотрим, насколько ее опыт удастся повторить Джанго…

фильм "Вдали от рая"

«Вдали от рая»

(2002, режиссер Тодд Хейнс) – бытовая драма про консервативную Америку 50-х годов, снятая в стилистике картин тех лет. Образцовая домохозяйка (Джулианна Мур) узнает о гомосексуальных пристрастиях своего мужа (Дэннис Куэйд). Расстроенная женщина, чей образ мира оказался разрушенным, решается на ответный роман с чернокожим сыном садовника. Однако, ей предстоит узнать, что добропорядочный город, в котором она живет, готов покрывать тайные пороки своих жителей, но не готов мириться с публичным пренебрежением собственных устоев. Картина Хейнса – удачная попытка ввести в пространство популярной культуры темы межрасовой близости и нарушения привычных канонов. Фильм актуален в контексте романтических перипетий Джанго и его жены.

Приятного просмотра!

 

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 7.0/7 (1 vote cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)
Тарантино готовит переполох, 7.0 out of 7 based on 1 rating