«Район №9» — продюсерский триумф Питера Джексона (автора трилогии «Властелин колец»), выразительная апология нелегалов всей планеты под видом фантастической истории.

Фабула фильма проста, но занятна:

На Землю непойми откуда прилетает огромный космический корабль, набитый зачуханными инопланетянами. Эдакими межгалактическими мигрантами-нелегалами. До поры до времени их определяют в лагерь-резервацию — район №9, аккурат под зависшим на расстоянии около километра от земли ихним пепелацем. Проходят 20 лет. За это время пришельцы осваивают гетто на уровне беженцев из какой-нибудь сильно слаборазвитой страны и начинают качать права, вступая в конфликты и столкновения с деклассированной беднотой, живущей рядом с «их» кварталом (дело происходит в предместьях Йоханнесбурга — крупнейшего города в ЮАР). Ситуация оказывается на грани войны нашей голытьбы с инопланетной. Правительство к тому моменту приходит к выводу, что межгалактические гости, напоминающие по виду тараканов-переростков, останутся на Земле навсегда, а потому решает убрать их с глаз долой куда-нибудь подальше в новое поселение — район №10. Сюжет фильма закручивается вокруг операции выселения «гостей», когда группа чиновников-бюрократов под прикрытием военных отправляется в 9-й район собирать с тамошних обитателей подписи о согласии на переезд. Не может же такая глобальная кампания хоть в чем-то отойти от буквы закона, верно?

Главный герой фильма — почти еще молодой служащий корпорации MNU (Multi-National United), опекающей пришельцев, с непроизносимым именем Викус ван дер Мерве. Он назначен руководителем операции по сбору подписей у «моллюсков» — так земляне прозвали своих незваных гостей. Это его первое столь ответственное поручение, важность которого усугубляется тем, что Викус женат на дочери одного из руководителей MNU и обязан оправдать оказанное доверие.

Ван дер Мерве — эдакий недоакакий-акакиевич, взращенный современной корпоративной культурой. Он представляет собой смесь вызубренных циркуляров, обывательского тщеславия и деловой ориентации на прагматичный результат, правда, любит свою жену-мажорку, и вроде бы искренне и нежно.

Сбор подписей, помимо игры «вот-здесь-в-конце-текста-поставь-закорючку», выливается в рейд по изъятию из хибар пришельцев всего запрещенного, а также уничтожению их незаконных ферм размножения. Во время одного из таких обысков Викус, рисуясь перед камерой, приоткрывает неведомый металлический цилиндрик и опрыскивает себя загадочной темной жидкостью. От этого ему сначала плохеет, а к концу вечера вместо левой руки у него отрастает клешня пришельца. Викус ван дер Мерве — чиновник особого отдела корпорации MNU начинает мутировать в мигранта.

Это событие приводит в категорический восторг его боссов. Дело в том, что за все 20 лет, пока пришельцы пробыли на Земле, дельцам не удалось воспользоваться их продвинутыми технологиями — все они оказались построены на биоинженерии и заточены под ДНК «моллюсков». Викус становится первым землянином, которому удается пострелять из инопланетной пушечки. Радостные дяди от корпорации тут же решают распилить подчиненного на части и использовать его ДНК для получения доступа к инновационным технологиям. Ван дер Мерве этот план отчего-то не устраивает и он, вместо того чтобы облагодетельствовать человечество и кошельки своих хозяев, бежит в единственное место на планете, где ему возможно укрыться — район №9. Бежит, чтобы вступить в непростые отношения с его обитателями, скучать по жене и изыскивать возможности прекратить мутацию и превратиться опять в человека.

Фильм снят в модной сегодня псевдо-документальной манере, а потому, вслед за «Монстро» Мэтта Ривса, не заботится о том, чтобы раскрыть нам все сюжетные перипетии. Из картины мы так и не узнаем, почему корабль инопланетян совершил посадку на Земле, кем были на своей планете его пассажиры, почему, обладая сверх-мощным оружием, «моллюски» не собрались и не завоевали планету и чем, черт возьми, им так нравятся кошачьи консервы. Не знаю как вам, а мне было бы крайне интересно узнать ответы на эти вопросы.

К недостаткам фильма в первую очередь хочется отнести прямой, как рельса, сюжет, который движется от завязки до романтизированного хэппи-энда с неуклонностью локомотива. Такая линейность провоцирует однобокое и упрощенное толкование картины: мол, Другой — это ты сам, относись к любому разумному существу с уважением, каким бы социальным статусом в твоих глазах он не обладал, корпорации — зло, нет чиновничьему произволу, etc., etc.

Несомненно, фильм «Район №9» стремится популяризовать подобные благие идеи. Но все же это не только и не столько фильм-проповедь. Я не случайно в начале статьи назвал его антиутопией. «Район №9» — это действительно антиутопия, рассказывающая о гибели системы государства как гражданского института. И губят ее не корпорации или враждембность к инаковым, приезжим, а… гопники.

Практически все общности, конфликтующие в фильме, относятся к этому вне-гражданскому феномену. Пришельцы, 20 лет поедающие на свалках автопокрышки, кайфующие от Вискаса, украшающие свои хитиновые тельца гламурными розовыми купальниками — гопники. Местные южноафриканские бандюганы, стремящиеся развести «моллюсков» на пушки и лавандос, да бомжи, недоумевающие, с чего это вдруг правительство тратится на непойми каких пришлых — гопники. Солдаты, состоящие на службе у правительства и корпораций, призванные защитить честной люд и от пришельцев, и от бандитос — гопники из гопников. Все они свято блюдут свой маленький шкурный интерес и не знают никаких форм объединения, кроме родовых и семейных. Им противостоят боссы мегакорпораций, готовые ради сверхприбылей зятя родного на куски распилить, и урбанистический планктон, только и знающий, как втыкать в гипно-телек, непрерывно повторяющий — вашему благополучию, хозяева жизни, не помешает ни одна внешняя угроза.

Подобная безысходность делает «Район №9» вещицей, пострашнее «Бразилии» Терри Гилиама. В картине английского мэтра героев периодически посещают хоть какие-то социальные побуждения: они пытаются разобраться, кто виноват и что с этим, вообще говоря, можно сделать. «Район №9» лишен и такого. Документальная стилистика картины кагбэ говорит нам: «се человек» и в растерянности пожимает плечами.

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)