В российский прокат вышел фильм «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» — итог тройственного союза режиссера Тимура Бекмамбетова, продюсера Тима Бертона и писателя Сета Грэма-Смита. С сожалением приходится констатировать, что финальный продукт оказался менее выразителен и ярок, чем детали его создания.

Сюжет: Авраам Линкольн вырос в честной семье, презиравшей рабство. Еще в детстве он слышит от матери слова в поддержку негров: «Как мы можем считаться свободными, если хоть один из нас – раб?!» Вскоре мать Линкольна умирает от укуса вампира, и мальчик клянется отомстить, узнав в убийце хозяина станции транспортировки рабов. Повзрослевший Авраам решает выполнить клятву, но сам чуть не гибнет, столкнувшись с экстраординарной силой и живучестью вампира. Его спасает Джош Спид – таинственный незнакомец, который открывает Аврааму истину: кровососы наводнили Новый Свет, создав в южных штатах целую теневую империю. Рабовладение, составляющее основу экономики Юга, преследует единственную цель – обеспечить вампиров постоянным провиантом. Спид соглашается научить Линкольна убивать вампиров, взяв слово, что эта миссия станет для него делом жизни. Получив сверхъестественную силу и ловкость, Авраам поселяется в городке Спрингфилд, где начинает убивать вампиров и делает первые шаги в политической карьере. Изначально он стремится лишь не допустить интервенцию вампиров на Север, но со временем утверждается в мысли: гарантировать защиту от кровопийц может лишь полное их уничтожение. Линкольн – президент, и он начинает войну Севера против Юга, чтобы сохранить Америке свободу и человечность. В этой войне Аврааму и его команде противостоят враги жестокие и древние, опасные настолько, что президенту не суждено отсидеться в Белом Доме. Ради спасения страны Линкольн достанет из тайника свой верный топор, покрытый ненавистным всем вампирам серебром.

Все началось с Сета Грэма-Смита – писателя пока еще мало известного в России, но покорившего Америку своими работами в жанре «мэшап». «Мэшап» — невероятное смешение направлений, жанров и стилей в одном художественном произведении. Долгое время он процветал в музыке и компьютерных играх, но Грэм-Смит стал первым автором, получившим признание за привнесение «мэшап» в литературу. Его книга «Гордость и предубеждение и зомби» — созданная на основе великого сентиментального романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» – стала бестселлером, оформившим новый литературный язык.

Книга «Авраам Линкольн, охотник на вампиров» — своего рода итог активной деятельности Грэма-Смита. Достаточно посмотреть названия книг, которые он выпустил, начиная с 2005 года:

  • «Большая порнокнига: Ясный взгляд на мир грязных фильмов» («The Big Book of Porn: A Penetrating Look at the World of Dirty Movies», 2005),
  • «Карманная книга Человека-паука: Основное учебное руководство» («The Spider-Man Handbook: The Ultimate Training Manual», 2006)
  • «Как выжить в фильме ужасов: полный каталог рекомендаций, позволяющих избежать смерти»(«How to Survive a Horror Movie: All the Skills to Dodge the Kills», 2007)
  • «Простите моего президента: универсальный набор извинений за все 8 лет правления» («Pardon My President: Fold-and-Mail Apologies for 8 Years», 2008)
  • «Гордость и предубеждение и зомби» («Pride and Prejudice and Zombies», 2009)
  • «Авраам Линкольн, охотник на вампиров» («Abraham Lincoln, Vampire Hunter», 2010)

Политика, мистический треш, характерные черты супер-героев, исторические факты – всему нашлось место в невероятной истории приключений президента Линкольна – воина света. Неудивительно, что именно этой книгой заинтересовался Тим Бертон, добившийся, чтобы ее экранизовали прежде романа «Гордость и предубеждение и зомби», продюсированием фильма по мотивам которого в настоящий момент занимается Натали Портман.

Несомненно, устойчивое внимание англоязычного киносообщества к фильму будет привлечено именно именем Тима Бертона – кинорежиссера, продюсера, классика пессимистичного, готичного гротеска. «Бэтмен», «Эдвард руки-ножницы», «Марс атакует», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Алиса в стране чудес» — вот небольшой перечень его культовых работ.

Занятно, но картина «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» — не первое обращение Бертона к образу великого американского лидера. В финале срежессированного им фильма «Планета обезьян» спасательная капсула звездолета аварийно приземляется в центре Вашингтона на ступени мемориала Линкольна. Астронавт Лео Девидсон радуется возвращению домой, пока не замечает на плечах статуи президента голову шимпанзе и подпись, славящую генерала Тейда за спасение планеты обезьян. Пикантность эпизоду добавляет то, что Тейд – главный злодей фильма, вождь тоталитарной, реакционной клики, с которой Девидсон боролся на протяжении всего пребывания в мире разумных приматов. Фильм заканчивается двусмысленностью: почему на Земле обезьян коварный и властолюбивый Тейд заменил собой Линкольна? Является ли это результатом искривления судеб параллельных миров или же, по мнению режиссера, в мире людей Линкольн являлся аналогом Тейда? Похожее недоумение сохраняется и после просмотра картины «Президент Линкольн: Охотник на вампиров».

Совместная работа Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова на съемочной площадке фильма о Линкольне стала продолжением их сотрудничества в продюсировании футуристического мультфильма «9», только на этот раз именно на плечи российского режиссера легла обязанность воплотить в кадре концептуальные прозрения Бертона и сценарные перипетии Грэма-Смита .

Стараниями Бекмамбетова фильм получился ожидаемо ярким, стилистически точным и очень техничным. Линкольн в исполнении Бенджамина Уокера, похожего на молодого Лиама Нисона, вытворяет в кадре невероятные акробатические па, срубая одним ударом топора вампирские головы и столетние сосны. К непрерывному экшену, знакомому зрителю еще по фильму «Особо опасен», добавилась нарочитая эстетизация. Некоторые эпизоды любовной идиллии молодого Авраама содержат прямые отсылки к картинам импрессионистов, а сцены лесных тренировок будущего президента могут служить иллюстрациями несуществующего рассказа «Дубровский против оборотней», настолько они близки образам классической романтической литературы XIX века.

И все же создать полноценный, самобытный фильм Бекмамбетову так и не удалось. Его картина оставляет ощущение искуственности и непреодоленной вторичности. Те же проблемы испытывал фильм «Особо опасен», который, несмотря на успешные сборы в кинотеатрах и безукоризненные спецэффекты, стал простым пересказом «Матрицы» в мире механизмов, лишенном компьютерных технологий.

Отсылками к «Матрице» переполнена и экранизация «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», еще в ней угадываются цитаты из фильмов «От заката до рассвета» и «Мачете» Родригеса, «Унесенные ветром» Виктора Флеминга… К сожалению, цитаты образуют крупно порезанный винегрет, но так и не переходят в головокружительный эликсир игристого постмодернизма, к которому мы так пристрастились благодаря мастерству и щедрости Квентина Тарантино. Возможно, картину портит чрезмерная серьезность и практически полное отсутствие иронии. Клише, настойчиво повторяемые в нескольких сценах подряд с пафосом откровения, провоцируют скуку и способны убить любое, даже самое активное действо.

Последняя интрига, связанная с фильмом – как на него отреагирует американский зритель? Линкольн – одна из самых почитаемых, но в тоже время противоречивых и мифологизированных персон американской истории. Человек, ввергнувший страну в пучину гражданской войны, но в тоже время скрепивший фундамент ее территориальной и политической целостности. Фильм о президенте — победителе вампиров — доводит героизацию и восхваление подвига Линкольна до предела, заставляет заступить за кромку абсурда. Не провоцирует ли это обратный эффект, ставя под сомнение непререкаемую ценность деяний «отца нации»?

Что, если зритель, проникнувшись пафосом священной борьбы Линкольна, решит узнать, чем на самом деле был вызван конфликт Севера и Юга? И с неожиданностью обнаружит, что сэр Авраам проиграл 18 выборов, прежде чем в 52 года стать главой государства. Что на президентских выборах он одержал победу как компромиссный кандидат антидемократических сил, поскольку именно Демократическая партия выступала за делегирование прав разрешений насущных вопросов штатам, тем самым поддерживая рабство, а Линкольн, будучи лидером недавно созданной Республиканской партии, ратовал за политическую централизацию. Что, начиная борьбу за освобождение негров, он не считал остро необходимым предоставлять им политические и гражданские права. А спусковым механизмом в конфликте Севера и Юга стали разногласия по таможенному законодательству: Север бился за рост промышленности и вводил протекционистские таможенные ограничения, экономически самодостаточный сельскохозяйственный Юг хотел торговать со всем миром и выступал против завышения таможенных пошлин.


Ещё в 1830 году защитник интересов Юга перед Севером, политик Джон Колдвелл Кэлхун писал:

Истину нельзя более скрывать, особое положение южных штатов и то направление, в котором развивается их производство, ставит их в оппозицию к остальной части Союза в отношении налогообложения и прочих вопросов, и опасность этого положения в том, что если не найдется для них защиты в оформлении прав штатов, то это приведет в конце концов к восстанию или, если их интересы будут принесены в жертву, к колонизации и иным схемам, которые ввергнут их самих и их детей в полное убожество.

Насколько готов окажется современный зритель вместить и осмыслить все эти вещи, пережив горячку соепереживания героической страсти? Время покажет. Но, несомненно, чем больше будет создаваться картин, потребительски и произвольно обращающихся с полотном истории, тем проще истории будет заявить о своем праве быть узнанной.

Пока же хмурый Бекмамбетов выпустил на российские экраны фильм — 3D-проекцию одиозного либерального сознания, враждебного любому инакомыслию. Узнает ли себя карикатурная российская оппозиция в мяснике-Линкольне — неизвестно. Но карикатурная российская власть уже узнала себя в его противниках: крупнейшее столичное агентство наружной рекламы News Outdoor Russia, чей бывший генеральный директор Сергей Железняк сегодня является первым заместителем секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», отказалось размещать на улицах Москвы афишы с рекламным слоганом фильма «Хватит пить нашу кровь!». Разве может искусство мечтать о большем сличении с жизнью?

VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/7 (0 votes cast)
VN:R_U [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)