19 июня 1878 года, за 17 лет до исторического киносеанса в парижском «Гранд кафе» братьев Люмьер, под ясным калифорнийским небом произошло событие, настолько же новаторское, насколько невероятное для тех дней. Губернатор Лиланд Стенфорд – успешный конезаводчик и коммерсант – получил возможность выиграть пари и разрешить популярный среди лошадников спор: зависает ли лошадь над землей в какой-то момент бега или хотя бы одно ее копыто всегда касается тверди? Решить головоломку достопочтимым джентльменам помог мастер фотографии из Соединенного Королевства Эдвард Майбридж.

Майбридж на деньги губернатора построил «фотодом»: трек для забега лошадей, с одной стороны которого находилась непрерывная белая стена, а вдоль другой были выставлены 24 фотоаппарата. Фотоаппараты объединял механизм, срабатывающий в тот момент, когда мимо них пробегала лошадь. Наездники, одетые в темное, на черных лошадях галопировали по треку мимо фотокамер. Затворы последовательно щелкали, в итоге Майбридж получил фотосессию, наглядно показавшую, что лошадь регулярно не касается земли во время бега. Эти кадры впервые в истории отразили на фотоносителе все фазы перемещения динамического объекта. Они стали первой кинограммой.

Опыты Майбриджа показали, насколько полезной бывает возможность зафиксировать структурный момент длящегося процесса. 11 томов его «Электрофотографических исследований последовательных фаз движения животных» заложили основу изучения анатомии движений. Позднее, используя видеотеку «фотодома», он разработал «зоопраксископ» — прибор для «проецирования движущихся картинок».

Сегодня, в эпоху своего триумфа, кинематограф обладает неограниченным доступом к технологиям, достижениям наук, человеческим умам и душам. По замечанию некоторых экспертов, он создает в представлении зрителей альтернативные миры, претендующие на равные с предметной реальностью значимость и достоверность. И все же, как раньше, зрителям требуется способность заставить замереть калейдоскоп событий, маркировать моменты, кажущиеся важными, выйти за рамки сиюминутных контекстов, навязываемых новостной повесткой или случайным окружением. Развить такую способность можно усилием воли при участии наблюдательности, терпения и знаний. Проект «Кинограмма» призван помочь в этом всем желающим.

Сайт «Кинограмма» – виртуальная библиотека содержательных кинорецензий и киноведческих текстов. Его поддержкой и развитием занимается небольшая редакция, которая сотрудничает с ограниченным кругом авторов. «Кинограмма» — некоммерческий проект, никто из сотрудников не получает за работу другого вознаграждения, кроме внимания читателей.

Участники проекта воспринимают кинематограф единым смысловым и культурным пространством, неотделимым от других видов искусств, произведений разумной деятельности человека. Внутри проекта невозможны априорные декларации преимущества одних фильмов над другими: год выхода, объем рабочих затрат, прокатный бюджет, жанр, статус режиссера в киносообществе, симпатия или антипатия к картине какой-либо социальной группы не могут служить оправданием ее внесодержательной оценки.

«Кинограмма» собирает на своих страницах внешние материалы, имеющие отношение к ее профильным интересам. Такие публикации всегда сопровождаются выходными данными. Если у Вас есть вопросы или замечания, об использовании на сайте внешних материалов, сообщите об этом через форму обратной связи.

Проект не заинтересован в увеличении числа авторов и не готов предоставлять свои площади неравнодушным энтузиастам. Только если вы уверены, что ваши тексты соответствуют стилистике и содержательным требованиям «Кинограммы», сообщите об этом через форму обратной связи.

Спасибо, что читаете нас!